#подкаст_ставь_чайник
Поговорила с психиатром Василием Ланговым о том, почему некоторые психические диагнозы можно опубличить, а какие - стигма.
1. Василий говорит, что в данный момент психические заболевания можно разделить на четыре условные категории, согласно уровню их принятия в обществе: "стигма", "не стигма", "нейтральные", "непонятно, как относятся". Стигма - рл, шизофрения, психозы. Не стигма - бар, депрессия, тревожность, рпп. Не понятно - деменция.
2. Какие заболевания модные и почему? Модные те, которые сам человек охотно находит и обнаруживает, и признает. А еще есть модно циркулирующие в обществе. При чем сам человек охотно признает те болезни, которые связаны с расстройством настроенческого спектра, а общество охотнее называет какой-то паттерн поведения другого человека расстройством личности: "Он - перверзный нарцисс". Т.е. происходит несовпадение списков того, что сам человек охотно признает, и что признает социум.
3. Что такое стигма? Отвержение, социальная изоляция. Заболевание тем больше стигматизировано, чем больше человек не может предсказать опыт человека (психологичнская непонятность поведения шизофреника приводит к большей стигматизации его диагноза).
Сейчас считается, что стигма - это то, от чего нужно избавиться в обществе. Происходит овеществление принципов гуманизма:
—Дестигматизация: никто не может быть поставить ниже другого из-за наличиствующего заболевания. За этим последовало изменение лексики и запрет на ярлыки, исходя из диагноза.
—Депатологизация проявления психики. Движение за нейроразнообразие: нет больных, есть разные проявления психики в рамках индивидуальной нормы.
—Деиерханизация: отвержение неравенства в правах и свободах, что находит отражение в упрощении классификации болезней. Например, у диагноза "депрессия" пропадают подвиды и оттенки.
Всё это сформировало позитивные взгляды на психические заболевания. Этот процесс идёт в одну ногу с развитием общества. У ряда заболеваний появилось большее социальное преимущество: сочувствие, облегчение от большего понимания собственной идентичности, повышается шанс на уважение к границам, раздвижение собственных личностных границ. Верно и обратное: растет то количество заболеваний, где есть социальные профиты, что снижает индивидуальную ответственность за поступки. Из этого вытекает порой, что пациент начинает легче относиться к фармакологическому лечению: сам себе назначают таблетки, резко их бросает. Он хочет избавиться от ощущения, но не хочет избавиться от самого заболевания, чтобы не потерять социальный профит. Полечиться, но чтобы не полностью.
4. Это всё также приводит к снижению экспертности: врач больше не судья, а проводник. Это - одно из направлений деиерархизации. Гуманистичкский подход влияет на лечение. Пациент может теперь просто сказать о своей болезни, а специалист должен на это положиться, т.е. у диагноза теперь есть заявительный характер высказывания. Врачи все больше становятся проводниками, усилителями и исполнителями социального влияния.
Записано со слов Василия. Остальную часть разговора слушайте в новом выпуске подкаста "Ставь чайник". Ссылки как всегда в комментариях.